Кузов ─ основной элемент транспортного средства. Его параметры влияют на технические характеристики автомобиля и определяют маневренность машины. Даже незначительные изменения геометрии могут спровоцировать:
- потерю управляемости;
- вибрацию при скорости движения, превышающей 80 км/ч;
- увеличение расхода бензина;
- повышенный износ резины;
- повреждение элементов подвески.
Чтобы избежать таких последствий, необходимо своевременно проводить ремонт кузова автомобиля, выправляя его форму до первоначальной конфигурации. Для этого необходимо наличие специального оснащения и знание методик диагностики и технологии проведения восстановительных работ.
Методика проверки геометрии кузова
Степень искажения геометрии кузова транспортного средства оценивают, используя следующие способы:
- Визуальный осмотр. Во время его проведения можно выявить зазоры между крыльями и дверьми, смещение лицевых панелей, трещины сварных швов и другие значительные деформации.
- Контроль положения колес. Если нет внешних повреждений, то об изменениях можно судить после замера расстояний между задними и передними колесами. При наличии отклонений полученных данных от установленных норм потребуется восстановление геометрии кузова.
- Проверка по контрольным точкам. Она представляет самый точный вариант диагностики и позволяет достоверно судить о деформациях. Производители автомобилей закладывают специальные контрольные точки в разных частях кузова. Производя по ним замеры и сравнивая с нормативными значениями, выявляют нарушения геометрии кузова.
Для проведения проверки по контрольным точкам потребуются подъемник и измерительный инструмент. На некоторых моделях транспортных средств перед началом диагностики частично демонтируют элементы подвески. Основой для последующих расчетов диагоналей является днище машины, поэтому замеры начинают проводить с передней его части. Поскольку цена ремонта кузова может составлять значительную сумму, то важна точность проводимых измерений. Ее легко достичь, используя электронные системы, которые также предоставляют возможность сохранять полученные данные.
Технология восстановительных работ
В зависимости от степени повреждений восстановление первоначальной конфигурации кузова включает:
- установку транспортного средства на специальном стенде;
- компьютерный расчет нужной вытяжки;
- присоединение нужного оснащения;
- изменение геометрии путем вытяжки металла.
Постоянный контроль на каждом этапе работ снижает вероятность ошибок и обеспечивает высокую точность исправления дефектов.
Помимо вытяжки металла восстановление геометрии кузова выполняют и другими способами. Среди них можно выделить:
- вырезание деталей участков и замена их ремонтными вставками; установку новых деталей от завода-изготовителя вместо поврежденных элементов; правку механическими воздействиями;
- сварку встык, внахлест или с применением промежуточных вставок;
- жестяные работы различной степени сложности.
При этом нужно учитывать некоторые нюансы выполнения работ. К примеру, перед сваркой сложных профилей или труб следует подготовить концы деталей и жестко их зафиксировать. Чтобы избежать появления ржавчины, скрытые полости обрабатывают антикоррозийными составами.
Ремонт кузова автомобиля проводят после жесткого закрепления на стапеле, принцип которого определяет система правки повреждений. Классический метод восстановления геометрии предполагает фиксацию за пороги и приложение различных усилий к контрольным точкам до нужного положения. Такая технология отличается простотой исполнения, минимальными затратами времени закрепления и доступностью за счет сравнительно невысокой стоимости стапеля. Однако при классической системе требуется регулярно следить за изменением размеров, что повышает трудоемкость работ и усложняет достижение оригинальных габаритов.
При использовании шаблонной системы кузов прикрепляют к стапелю за технологические отверстия, расположение которых определяется видом транспортного средства и отражено в специальных картах. Для работы понадобятся адаптеры или «джиги», обеспечивающие точность и надежность фиксации.
Шаблонный метод применяют по следующему алгоритму:
- Сначала закрепляют на раме стапеля по точкам, которые сохранили свое положение.
- Затем к точкам, изменившим расположение, прикладывают определенное усилие и при достижении нужного результата фиксируют ее на стапеле с помощью «джиг».
- Повторяя операции, вытягивают все поврежденные участки.
Использование шаблонной системы обеспечивает нахождение выправленных точек в неподвижном положении на закрепленном месте.
Перечень оснащения
Чтобы осуществлять ремонт кузова автомобиля на высоком уровне, необходимо современное оборудование и инструменты. Стандартный набор для восстановления геометрии включает:
- Стапель. Он предназначен для выправления кузова и влияет на качество выполнения работ.
- Подъемник. Используется для установки машин на стапели определенной конструкции или разборки автомобиля.
- Гидравлические инструменты.
- Аппараты для сварки и резки металла.
- Слесарный инструмент.
- Приспособления для кузовного ремонта. В их перечень входят стойки, фиксаторы проемов, захваты и цепи различной длины.
- Пневмоинструмент.
Кроме того, необходимы набор жестянщика и стеллажи для хранения снятых деталей.
Стоимость восстановления геометрии кузова
При выборе автосервиса важным фактором является цена ремонта кузова. Она зависит от степени повреждений и рассчитывается на основе стоимости таких работ, как:
- предварительная диагностика;
- восстановление геометрии;
- разборка и сборка элементов подвески;
- обработка металла антикоррозийными составами и нанесение лакокрасочного покрытия.
Желание сэкономить может обернуться большими затратами, поэтому экономически выгоднее обращаться в автосервис с точным оборудованием и хорошей репутацией у владельцев транспортных средств.